Национальный костюм

Гиматий – прямоугольный кусок материи длиной около 1,5 м и шириной около 3 м, одним углом набрасывали сзади через левое плечо вперед, остальное протягивали поперек спины, пропускали под правой рукой и забрасывали другой угол через левое плечо. Чтобы гиматий лучше держался, в его четыре угла зашивали маленькие свинцовые грузы. Женщины часто носили гиматий как покрывало, набрасывая его и на голову.

Греческий костюм почти не знал женских головных уборов, так как обычай вообще запрещал женщине появляться на улице. Огромное значение придавалось искусно сделанной прическе, в связи с чем, процветало парикмахерское искусство.

Что касается цвета тканей, то многие из них имели особое значение. Так шафранно-желтый использовался для праздничной одежды, огненно-красный - для боевого облачения спартанцев, чередование полос ярких цветов - для одежды гетер. К этому добавлялось разнообразие узоров – полосы, точки, четырехугольники, шашечки и цветочки.

Женский древнегреческий наряд дополняли различные ожерелья, браслеты, серьги, кольца, диадемы и налобные повязки.

В современной Греции насчитывается около 40 видов национального костюма. Не смотря на такое видовое разнообразие, все же существуют наиболее популярные формы.

Фустанелла Цолиас (Foustanella/Tsolias), которые носили политики и воины, этот костюм был объявлен национальным костюмом для мужчин; он носился в гористых областях и носился главным образом в Центральных и Южных частях Греции. Костюм получмл свое название от плиссированной белой юбки (Foustanella), сделанной частями ткани, имеющей треугольную форму, названной «ланголия», которые сшиты вместе по диагонали. Юбка Фустанелла состоит из 400 складок, символизирующих годы, в течение которых Греция была под Оттоманским правлением. Греческие революционные борцы 1821 года носили фустанеллу, борясь с турками. Сегодня эта юбка служит официальной униформой для эвзонес, президентской охраны, которая держит бессменную вахту на Могиле Неизвестного Солдата в Афинах. Верхняя часть костюма состоит из белой рубашки с очень широким плавным рукавом, и вышитого шерстяного жилета, названного «фермели». Жилет может быть синим, черным или цвета марон, последнего цвета носит капитан охраны. Пояс носят вокруг талии, и вдобавок к костюму надевают ботинки царугиа (Tsarouhia), которые носили для горного восхождения.

Врака — это костюм, который носят с некоторыми изменениями на всех Эгейских островах, является классическим типом мужского платья. Этот костюм состоит из панаваки (белый предмет нательного белья), белая рубашка, карамани (мешковатые брюки), коумбоури (традиционный жилет без рукавов), пояс, зака (внешний жакет), и мегало феси (кепка).

Карагоуна является известным женским костюмом в Фессалии, в Центральной Греции. Костюм Карагоуна — подвенечное платье с яркими цветами, символизирующими богатство долины Фессалии. Название произошло от способа, которым женщины могли двигать только своими головами из-за веса костюма и их драгоценностей. Этот костюм состоит из предмета нательного белья, который является белым платьем с толстым черным краем, шерстяного пальто с кисточками ручной работы на краях рукавов и вышивкой, белое пальто без рукавов «сайияс» с украшенным аккуратным, коротким красным шерстяным богато вышитым жилетом, и бархатные нарукавные повязки с черными или разноцветными краями. Носившийся вокруг талии красный передник с группами вышивки, которую обычно вышивали золотой нитью, и, наконец, черный вышитый шарф — платок, который оборачивали вокруг головы и украшали золотыми монетами через лоб. Отличительными особенностями этого костюма является множество рядов из цепей с монетами, что символизирует богатство невесты. Передник также украшен брошкой и серебряной или золотой частью цепи.

Женская дефина является крестьянским платьем области Фокида в Греции. Кисточки и края украшают белый покрытием. Вообще сам костюм представляет собой белое длинное платье с рукавами, на верху длинный белый жилет, украшенный черно-красным шнуром и яркий красный бархатный передник, который закрепляется выше талии, обычно вышит золотой нитью.

Женщины острова Крит носят панталоны, так как это распространено на южных островах Греции. Они также носят фартуки спереди со спины. Их черные бархатные жакеты богато украшены золотой вышивкой, и они носят ожерелье из золотых монет. На головах они носят связанный крючком «мандили», что символизирует траур по утрате Византийской Империи, Константинополя.

Традиционный понтийский женский костюм близок к таковому в Греции: еще в середине 19 века женщины носили хлопчатобумажные туникообразные рубахи, длинные, кроенные в талию платья (фистан), шерстяные, богато украшенные вышивкой фартуки (фотан). Вокруг талии обертывали черный, отделанный бахромой платок (шал, мандил), сложенный углом так, что его узкий мысик приходился сзади или спереди.

Национальный костюм

Основным элементом древнейшей одежды греков является четырехугольный шерстяной плат, который принесло с собой пришедшее с севера племя дорийцев. Он был одинаковым как у мужчин, так и у женщин, но женский носил название «пеплос». Его оборачивали вокруг тела и прихватывали на плечах заколками. Это и была так называемая «дорийская одежда», созданная по совершенно оригинальному принципу – без кройки и шитья. Этот принцип стал открытием древнегреческой культуры.

Позже появляется хитон, резко контрастирующий с пеплосом, - рубаха-юбка, украшенная искусно уложенными складками. Эта полотняная одежда стала господствующей на раннем этапе истории греческого костюма и через ионийский мир распространилась и среди других племен.

Ионийская одежда была введена в Афинах в период правления Писистрата (560-527 гг. до н.э.). Хитон стал первой закрытой одеждой, короткий хитон служил повседневным нарядом, длинный - преимущественно праздничным. Хитон со шлейфом был принадлежностью островных греков.

В этот период женская одежда была не только изящной и пикантной, но и богатой и нарядной, так как для нее использовали не только чистое белое полотно, но и украшенные отделкой, роскошные восточные ткани.

Ионийский наряд был оттеснен на задний план после греко-персидских войн и пробуждения национального самосознания. Теперь хорошим тоном стали считаться простота и сдержанность, в результате возник классический греческий стиль. Только эта одежда, совершенно независимая от диктата моды, с крупноволнистыми линиями тяжелых драпировок или легко парящая, с подвижными мягкими складками, всегда соответствовала обстоятельствам.

Женский хитон или сшивался, или скреплялся застежками на плечах. Его подбирали на талии (позже – под грудью) при помощи пояса таким образом, что поверх пояса свисала складка материи (kolpos – в переводе с греческого – утроба, пазуха). Кроме того, носили накидку, которая пропускалась под левой рукой и выводилась на правое плечо, где скреплялась застежкой.

Лет с 12 в течении всей жизни женщины появлялись на людях с покрытой головой. Парадный головной убор - шапочка (митра, тапа) из мягкого материала с твердым ободком из легкого металла, на который прикрепляли монеты и серебряные подвески (перифтар, полифтар, пирифтарь, баш явлух и прочее )так, чтобы они свисали на лоб, вдоль щек спускались прикрепленные к ободку серебряные или золотые цепочки, заканчивающиеся большими монетами. Поверх шапочки повязывали легкий платок.

Мужской понтийский костюм состоял из нижнего белья: камис (рубаха) и совракон (панталоны); и верхней одежды, к которой относились, зипкас (шатны), сальвар (короткие штаны до колен), зонары (кушаки), пушлук (головной убор) и т.д., обязательным элементом костюма являлись украшенные пороховницы, которые по мимо основной функции, имели и декоративную.

В наши дни национальная одежда активно используется во время национальных праздников, парадов и в танцевальной практике.