Танцы
Греческие танцы
Психея-олицетворение души в древнегреческой мифологии, представлялась в образе бабочки или молодой девушки с крыльями бабочки. Подобно грациозному порханию бабочки с цветка на цветок душа грека порхает во время танца. Греки танцуют всегда, и в танце выражают свою боль, любовь, радость. Любовь грека к танцам огромна, возможно, именно она является причиной такого их разнообразия.
Хасапико – один из основных ритмов греческих народных танцев. Танец хосапико (мясников) распространен на Балканах. В 800-1000 гг. н.э. мясники Константинополя, как и люди других профессий, создавали свои профессиональные группы. В группу мясников входили многие национальности: греки, сербы, албанцы, румыны, влахи. Раз в год они устраивали свой праздник. Собирались сотни мясников, вставали в круг и танцевали. Другой танец – Зейбекико. Зейбеками называли партизан, которые жили на территории Малой Азии. Они носили короткие штаны, чтобы показать, что у них светлые ноги и они не турки. Кроме того, для отличия от турок они надевали несколько фесок одна на другую и отличались обилием оружия носимом на поясе. Правители Османской империи уничтожали зейбеков, а греки Малой Азии их любили и переняли их танец. Рембетико – это классический этап развития греческой народной городской песни. Рембетис (от древнегреч. – мотаюсь, скитаюсь) – это человек, который без особого смысла мотается по жизни, без цели. Он живет беспорядочно. Он любит петь, танцевать, курить кальян, устраивать драки. Такие привычки появились в османское время. Иногда рембетис назывался даис (от турец. – удалой, бравый парень) – тот, кто решал проблемы силой, не обращаясь к властям. В других случаях рембетис назывался мангас (от испан. – группа вооруженных людей), или клефтис ("вор", партизан). Во время греческой революции мангасы становились партизанами. Часто рембетис являлся бербандисом (от турец. – бабник), поэтому понятно, что многие песни имеют любовную тему.
Еще один ритм – цифтэтэли – эротический танец. Он развился из танца живота. Цифтэтэли берет свое начало от древнего танца кордакас. В древней Греции запрещалось танцевать его публично. За нарушение могли арестовать. Раньше цифтэтэли часто приводил к дракам, если к женщине подходил чужой мужчина.
Большинство греческих народных мелодий – танцевальные. Это связанно с тем, что профессиональные музыканты играли на праздниках, свадьбах, в музыкальных кофейнях, тавернах, ресторанах. И в интересах исполнителей было, чтобы людям нравилась музыка, чтобы они танцевали и заказывали любимые мелодии и, соответственно, за них платили. Один из основных ритмов, на котором основаны народные песни – сиртос. Это самый древний танец. Первый танцор ведет остальных. Это основной групповой танец, который греки исполняют на свадьбах. На древней керамике можно увидеть воинов, которые танцуют сиртос. Сохранилась надпись (примерно 300 г. н.э.), где говорится, что сиртос – самый патриотический танец. Сиртаки - самый известный греческий танец, на самом деле был придуман случайно. В 1964 г. во время съемок фильма «Грек Зорба», музыка к которому была написана легендарным Микисом Теодаракисом. Актер Энтони Куин, который должен был исполнять в финальной сцене танец, состоящий из быстрых и медленных движений хасапико, неожиданно сломал ногу. Для продолжения съемок гипс сняли, но в результате, актер не мог подпрыгивать, а лишь волочил за собой ногу. На вопрос режиссера о танце, актер ответил: «Это Сиртаки. Народный танец. Ему научил меня один из местных жителей». Существует также целая группа понтийских танцев, которые называются хорон (от греч. - танец), они характеризуются отдельными небольшими шагами и в основе образуют круг. Трэмуло – легкое и быстрое потрясывание верхней части туловища является уникальным аспектом понтийских танцев. Отличие понтийских танцев от греческих заключается в отсутствии лидера во время танца, данная особенность характерна для персидских танцев и танцев Ближнего Востока. К понтийским танцам относятся омал, тик, тригона, сера, коц, котсари, калон кориц и т.д.
Омал – означает спокойствие, и иногда переводится как «ровный танец». Это медленный танец, который танцевали во время спуска со склонов холмов на равнину. Сейчас его используют для отдыха после быстрых танцев, или же когда в танец вступают пожилые. Тик – «прямой», «вертикальный», во время танца тело находится в перпендикулярном положении и сгибаются только колени, для выполнения движений. Тик наиболее распространенный тип, в его состав входят: аргон, тромахон, лангефтон и т.д., каждый из которых характеризуется прыжками, либо ускорением, либо замедлением темпа. Тригона – танец крестьян, связан со сбором урожая и посвящен празднику Дионисия. В начале танца движения напоминают сбор и давку винограда. Танцующие держатся не плотно, чтобы были свободны движения рук. Сера – исключительно мужской танец и самый воинственный. Его танцевали перед военным сражением, и во время танца настраивались на бой. Название происходит от региона в Малой Азии.
Коц - переводится как пятка или каблучок, отсюда и основные движения танца, связанные с быстрым соприкосновением пятки с землей.
Котсари (кочари) – схож с турецким и армянским танцем кочари. «Коч» - так называли горного козла. С языческих времен, когда данному животному поклонялись и считали священным, был придуман танец, имитирующие характерные прыжки горных козлов. Контсари танцевали в начале весны, когда празднуется Дионисий.
Калон кориц - женский танец, танцуется девушками и в переводе звучит как «хорошие девушки».
Кроме основных типов танцев, в каждом регионе Эллады существовал свой танец, характерный только для данной местности. Современные тенденции развития танцевальной культуры греков приводят к всеобщему увлечению собственным народным достоянием, и, находясь в любом регионе, можно встретить целую танцевальную палитру.